Торговля на маркетплейсах принесла малому и среднему бизнесу почти треть выручки
В период с 2018 по 2021 годы доля маркетплейсов в обороте интернет-торговли выросла более чем в три раза — с 12 до 39%. Начало пандемии способствовало тому, что предприниматели стали активнее переходить на маркетплейсы для осуществления торговли: примерно 60% представителей сегмента малого и среднего предпринимательства сообщили о начале или расширении работы с маркетплейсами с 2020 года, в итоге сегодня их доля составляет более 70% всех продавцов на маркетплейсах.
Один из основных факторов возрастающей популярности маркетплейсов является их позитивное влияние на выручку предпринимателей: в 2021 году маркетплейсы принесли селлерам около трети выручки. Большинство (около 73%) предпринимателей отмечают увеличение выручки благодаря сотрудничеству с маркетплейсами, а у 25% из них выручка выросла более чем на 50%, что позволяет предпринимателям сохранить бизнес в целом. Около 13% селлеров предпочитают реализовывать свои товары исключительно на онлайн-площадках.
Торговля на маркетплейсах помогла предпринимателям решить проблему доступа к потребителю, которая являлась одной из ключевых, однако в результате развития онлайн-площадок и выхода на них селлеров, а также роста интернет-торговли эта проблема стала одной из наименее существенных к 2022 году.
В топ функций маркетплейсов, которыми пользуются предприниматели, вошли: функция доставки товаров за счет маркетплейса (используют более 49%), рекламное продвижение бренда на маркетплейсе (почти 47%), расчетно-кассовое обслуживание и эквайринг (примерно 44%) и передача маркетплейсам функции хранения товаров (около 40%).
Большинство крупных российских маркетплейсов развиваются в рамках экосистемной модели бизнеса: например, Ozon и Wildberries образуют собственные экосистемы, а Яндекс Маркет, AliExpress и СберМегаМаркет входят в экосистему материнских компаний, благодаря чему представители малого и среднего предпринимательства получают доступ к расширенному набору сервисов, которыми пользуются большинство (свыше 72%) предпринимателей. Среди сервисов экосистем, которые в основном используют представители предпринимательства, — облачные сервисы, онлайн-бухгалтерия, кредиты и программы лояльности.
Один из основных факторов возрастающей популярности маркетплейсов является их позитивное влияние на выручку предпринимателей: в 2021 году маркетплейсы принесли селлерам около трети выручки. Большинство (около 73%) предпринимателей отмечают увеличение выручки благодаря сотрудничеству с маркетплейсами, а у 25% из них выручка выросла более чем на 50%, что позволяет предпринимателям сохранить бизнес в целом. Около 13% селлеров предпочитают реализовывать свои товары исключительно на онлайн-площадках.
Торговля на маркетплейсах помогла предпринимателям решить проблему доступа к потребителю, которая являлась одной из ключевых, однако в результате развития онлайн-площадок и выхода на них селлеров, а также роста интернет-торговли эта проблема стала одной из наименее существенных к 2022 году.
В топ функций маркетплейсов, которыми пользуются предприниматели, вошли: функция доставки товаров за счет маркетплейса (используют более 49%), рекламное продвижение бренда на маркетплейсе (почти 47%), расчетно-кассовое обслуживание и эквайринг (примерно 44%) и передача маркетплейсам функции хранения товаров (около 40%).
Большинство крупных российских маркетплейсов развиваются в рамках экосистемной модели бизнеса: например, Ozon и Wildberries образуют собственные экосистемы, а Яндекс Маркет, AliExpress и СберМегаМаркет входят в экосистему материнских компаний, благодаря чему представители малого и среднего предпринимательства получают доступ к расширенному набору сервисов, которыми пользуются большинство (свыше 72%) предпринимателей. Среди сервисов экосистем, которые в основном используют представители предпринимательства, — облачные сервисы, онлайн-бухгалтерия, кредиты и программы лояльности.